Коучинг и менторство как эффективный путь развития в бизнесе и жизни

13.10.2022Наставничество в МИФИ

В преддверии старта программы наставничества мы поговорили с Татьяной Чибиняевой, выпускницей МИФИ 1992 года.

Татьяна – финансист с многолетним опытом, сейчас в роли бизнес-консультанта и наставника ‌помогает клиентам получить новую должность, вырасти в доходах, повысить свое профессиональное и личное влияние. Осенью 2022г. в издательстве Альпина Паблишер выходит книга Татьяны «Главный по финансам: как стать сильным финансовым директором».

Татьяна, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали МИФИ?

На момент окончания школы, в старших классах, я бредила физикой космоса и физикой элементарных частиц, учась при этом в заочной школе при ФизТехе. Я родом из Краснодарского края и после обучения в этой заочной школе, казалось бы, мой путь лежал именно туда. Но когда я училась в восьмом классе случилось поворотное событие: мой брат - МИФИст, участник ВТО, женился на студентке К факультета. На этой свадьбе я влюбилась во всех одногруппников брата, в сам МИФИ и, конечно же, в К факультет. И через два года я стала обладательницей желанного студенческого билета. Мой супруг, Александр, естественно МИФИст, - талантливый физик-ядерщик. Его брат также МИФИст. В общем мы - такая огромная МИФИческая семья.

И, действительно, как говорят: «МИФИстов мало, но они везде». Я удивлюсь, если я попаду в большое интересное сообщество и не встречу там МИФИста.

Не жалеете, что сразу не выбрали сферу финансов, а получили сначала образование в МИФИ?

Никогда не жалела! Я закончила МИФИ в 1992 году, в самый кризис. На тот момент программирование, кибернетика были молодой, совершенно новой специальностью, а мы были первым выпуском без распределения: иными словами, мы все были безработными. Но я не первая сказала, что в МИФИ учат учиться. Образовательная система этого университета умеет настраивать такую нейронную сеть в мозгу студента, что впоследствии абсолютно любая отрасль, любая задача, любая тематика для МИФИста – это просто очередная задача, причём алгоритм решения он находит сам. А потом он ещё это и масштабирует. Поэтому я не то, что не жалею, мне до сих пор страшно подумать, если бы у меня не было диплома МИФИ. Навыки программирования мне никогда не мешали, они очень даже пригодились, в особенности, когда я начинала работать и осваивала всевозможные области в финансовой сфере, которые существуют – это и бухучет, и бюджетирование, и казначейство. Тогда в бухучете не было 1C, и мы на компьютерах платёжки печатали. Но была система, даже не Excel, она называлась «кадровая система электронных таблиц». Я на ней сделала свой первый баланс, автоматизировала отчетность для налоговой инспекции, а потом ещё несколько программ написала. Это было такой, знаете, вишенкой на торте. 

Кроме того, без МИФИ я бы не замахнулась на такой интересный проект как EdTech стартап. Это было уже после того, как я провела IPO на Лондонской бирже, ещё 4 компании подготовила для выхода на IPO, три из которых в итоге вышли на разные биржи.  Было в моей карьере и много интересных сделок по слиянию и поглощению, импортный факторинг в Китае на 2 млрд долларов. В какой-то момент появилось желание сделать что-то новое, свое. Так я пришла к идее EdTech стартапа - языковой сети, где я, конечно же, не была программистом. Но моё образование позволило мне разговаривать на одном языке с программистами, ставить им задачи и контролировать их реализацию. Я горжусь результатом этого проекта: за 4 месяца наша платформа собрала порядка 60 тысяч пользователей из более чем 50-ти стран, мы заняли первое место в 2021 году в конкурсе образовательных проектов, который проводился под эгидой Платформы роста российского инновационного бизнеса Business Priority Фонда Росконгресс. 

В одном из ваших интервью вы говорите о том, что если бы в свое время у вас был наставник, то ваша карьера сложилась бы совершенно иначе. Можете рассказать об этом ощущении или привести пример из жизни, когда вы испытывали потребность в наставнике?

Расскажу вам анекдот, который я очень люблю. К сове всё время приходили мышки жаловаться, что их едят кошки. Сова не выдержала и сказала: «Мышки, ну станьте ёжиками». Через некоторое время мышки пришли и спрашивают: «Ну а как нам стать ёжиками?», сова отвечает «Я ж, знаете ли, стратег, идите к тактику». Моё видение наставничества в том, что вы можете получить базовые фундаментальные знания из книг или получив высшее образование, а в том, как их применить может помочь наставник. Когда студент учится, если он амбициозен и планирует занимать в недалёком будущем руководящие должности, перед ним встает вопрос: что для этого нужно сделать уже сейчас? Существуют определённые технологии и практики наставничества: уметь выслушать человека, быть независимым. Сейчас я работаю над книгой, её рабочее название «Мой путь к успеху: как стать настоящим финансовым директором» – это не финансовый учебник, хотя я пишу там, конечно, о том, сколько и каких отделов должно быть финансовой дирекции, и почему главный бухгалтер не должен подчиняться финансовому директору. В книге я освещаю много вопросов на стыке теории практики: о том, что такое 90 дней в новой должности и как их нужно прожить так, чтобы люди, которые приняли это решение, сказали: «Нам повезло, мы выбрали того самого человека!». А секрет в том, что у этого человека был наставник, который ему подсказал, что, если он сейчас уткнётся в текучку, которой его закидают коллеги и подчинённые, он просто не увидит той цели, ради которой его пригласили к себе на эту должность. Кто может ему помочь в этом разобраться? Независимый наставник: не обязательно в этой компании, и, желательно, наставник, который работал в этой компании или работал в этой должности. Сейчас найти наставника по любой специальности можно и у очень многих людей с опытом приходит момент, когда хочется делиться знаниями. Лично я делюсь своими знаниями в советах директоров, со своими бывшими подчинёнными, практически каждый из которых сейчас является финансовым директором. Я делюсь своими знаниями с бывшими работодателями, некоторые из которых попали в списки Forbes во времена нашей совместной работы. Наставник нужен для того, чтобы не наступать на одни и те же грабли и не набивать шишки. Лучше учиться на чужих ошибках, это не так больно.

А есть ли разница между тренером, коучем и наставником?

Замечательный вопрос! Есть «профессии, помогающие людям», назовём их так. Это психолог, ментор, тренер и коуч. Чем они отличаются друг от друга очень хорошо видно по системе координат. Психолог и наставник – это про прошлое. Психолог задает клиентам вопросы об их прошлом опыте, наставник рассказывает подопечному о своем собственном прошлом опыте. Тренер и коуч – это про будущее. Тренер говорит о том, как что-либо правильно делать в будущем, коуч – это человек, который задаёт вопросы о будущем, помогает думать о себе и своих личных потребностях, помогает изменить конгруэнтность человека. Очень хороший пример с обучением водить машину: так, психолог будет исследовать, что мешает клиенту водить машину, наставник поделится своим опытом вождения, тренер расскажет, как водить автомобиль, а коуч воодушевит и поддержит в управлении автомобилем. Каждый специалист решает свой круг задач. 

А с какими самыми интересными вопросами к вам, как к коучу или наставнику, обращаются люди?

Могу рассказать о наиболее частых вопросах: прежде всего, с этого года и с начала пандемии у людей повысилось ощущение тревожности, неуверенности в себе, поэтому много вопросов касаются смены работы, в частности, как уйти так, чтобы не пожалеть? 

Бывает так, что через какое-то время клиент возвращается и говорит: «А я не собираюсь увольняться, у меня всё классно, да и вообще надо было просто по-другому на всё посмотреть». Причём приходит он в новом шикарном одеянии, торопится, смотрит на часы, потому что у него свидание, и в общем-то оказывается, что не работу надо было менять, а образ жизни. 

Другой частый запрос звучит так: «Хочу начать новое дело, но меня что-то останавливает». Вот здесь очень серьёзный вопрос, потому что нужно уметь услышать себя. 

Ну и, конечно, моё любимое – это денежный коучинг, не консалтинг, а именно коучинг, потому что здесь есть элементы наставничества, это мой собственный продукт, который тоже пришёл от запросов. Эта проблема возникает у многих людей, причём вне зависимости от количества нулей на их банковском счету. Люди зачастую не умеют планировать и достигать свою цель, им нужны финансовые знания. А мешает им, как ни странно, отсутствие подотчётности и поддержки. А профессионалы знают, как поддержать: в этом и есть задача наставника. Ещё одна причина возникновения запроса на денежный коучинг - трансформация личности. Люди постоянно меняются, и, реализовав часть плана, человек способен очень сильно измениться, и тут необходимо помочь ему понять самого себя. Это тоже, скажем так, частая причина запросов на коучинг.

Бывает так, что вы просто не знаете, как помочь своему клиенту или подопечному? Что вы делаете в этом случае? 

У меня такого не было и, надеюсь, не будет. В некоторых случаях я просто не буду помогать человеку по двум причинам: первая – ему нужно обратиться к специалисту медицинской специальности, когда уже такая степень депрессии, с которой ни один коуч не поможет, и это не шутки, это очень серьёзный вопрос. И вторая причина: все цели, как в бизнесе, должны соответствовать технике SMART. Например, если ко мне придут и скажут: «Я хочу выйти замуж», то это точно не ко мне. Жизненные запросы и цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными во времени. Но насколько они могут быть амбициозными – вот здесь нет никаких рамок. Бывают запросы, которые решаются буквально за одну-максимум две сессии, а есть вещи, над которыми человеку нужно работать годами: нет чудес на свете. А потом люди втягиваются, понимают, что думать с коучем гораздо легче. 

Знаете, а ведь у меня самой есть коуч, у меня есть наставник, у меня есть психолог и с каждым из них у меня своя история…